Показано с 1 по 6 из 6
  1. #1

    Сообщение Джаз в СССР

    Кирилл Мошков. Джаз в СССР: хронология

    1922, 1 октября: вернувшийся в Москву из Парижа после восьми лет эмиграции поэт, переводчик и танцор Валентин Парнах устраивает концерт «Первого республиканского джаз-банда». Сам Парнах ни на чём играть не умел, но тщательно прорепетировал с полными энтузиазма московскими музыкантами музыку, подобную той, что звучала на привезённых им из Парижа американских граммофонных пластинках. Полный набор инструментов для джаз-ансамбля - саксофон, банджо, ударную установку - он тоже привёз из-за границы. Парнах принимал участие в концерте как танцор, создав настолько впечатляющие пластические образы (один из которых сам он называл «жирафовидный истукан»), что вскоре Всеволод Мейерхольд пригласил его вместе с «джаз-бандом» участвовать в своих спектаклях - изображать «механистическую цивилизацию Запада». Ильф и Петров зло высмеяли участие «банды» Парнаха в мейерхольдовских спектаклях, выведя в «Двенадцати стульях» вооружённых «саксофонами, флексатонами, пивными бутылками и кружками Эсмарха» Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда.
    1926, весна - по СССР впервые гастролируют два «настоящих» джазовых ансамбля. Афроамериканцы из Jazz Kings барабанщика Бенни Пэйтона несколько месяцев дают концерты в Москве, Харькове, Одессе и Киеве; в их составе - такие звёзды, как тромбонист Фрэнк Уитерс и гениальный сопрано-саксофонист (в то время, впрочем, ещё кларнетист) Сидни Беше. Беспутному Беше перед отъездом в Европу пришлось продлить советскую визу на несколько недель, чтобы в больнице очухаться от последствий слишком плотного знакомства с русской водкой и украинской горилкой. Базирующийся в Великобритании Сэм Вудинг привёз несколько менее «горячее», прилизанно-эстрадное ревю из перебравшихся в Англию темнокожих американцев «Шоколадные ребятки» (The Chocolate Kiddies).
    1927, март: после четырёх месяцев напряжённых репетиций в московском Артистическом клубе дебютирует первый советский профессиональный джазовый коллектив - «АМА-джаз» пианиста Александра Цфасмана. В 1928 г. «АМА-джаз» становится первым джазовым коллективом, живьём сыгравшим в студии Московского радио, и первым советским джазовым ансамблем, записавшимся на грампластинку («Аллилуйя» Виктора Юманса; помните бал Воланда у Булгакова? - «джаз обезьян» играет там именно эту пьесу, которая в конце 20-х благодаря записи Цфасмана была у всех на слуху).
    1928: пролетарский писатель Максим Горький из своей уютной виллы на острове Капри обрушивается на эстрадно-танцевальную музыку, опубликовав в газете «Правда» статью «О музыке толстых». О джазе как таковом речь в статье не шла: говорят, что писателя замучили танцевальные фокстроты, которые на первом этаже виллы крутил на патефоне беспутный сынок Горького. Однако праведный гнев престарелого Буревестника на долгие десятилетия стал воплощением официального советского представления именно о джазе: «...весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом».
    1934: выходит фильм Григория Александрова «Весёлые ребята», первая советская музыкальная комедия. Оглушительный успех. В главной роли - эстрадный певец Леонид Утёсов, который свой оркестр именовал «Теа-джаз» («театральный джаз»). Утёсовская лёгкая эстрада с одесскими клезмерскими корнями на долгие десятилетия становится синонимом слов «советский джаз» для большинства советских слушателей.
    1937-1938: после продолжительного перерыва советский джаз вновь записывается на грампластинки (ансамбли Александра Цфасмана, Александра Варламова, Виктора Кнушевицкого, Геннадия Ландсберга, Леонида Утёсова и др.).
    1939, сентябрь: гитлеровские войска вторгаются в Польшу, и на советскую территорию бежит в полном составе оркестр трубача Адольфа «Эдди» Рознера - берлинского трубача, спасавшегося от нацистов в Польше. Начинается сумасшедшая популярность Рознера в СССР, продолжавшаяся до самого его ареста и заключения в магаданские лагеря в 1946 г.
    1944: в честь открытия «второго фронта» англо-американскими союзниками американский джаз в СССР ненадолго становится официально терпимым. Леонид Утёсов записывает на русском языке свинговую песенку американского композитора Джимми Макхью «Comin' In On A Wing And A Prayer» - вот только крамольное упоминание о молитве из песни изымается, а взамен вписывается вошедшее в пословицу «на честном слове и на одном крыле».
    1947: в СССР из Шанхая приезжает самый популярный в этом космополитичном китайском городе джазовый оркестр под руководством Олега Лундстрема, состоящий из выросших в Китае советских граждан - русскоязычных детей инженеров Китайской Восточной железной дороги. Оркестр поселяется в Казани, чтобы его участники могли получить в этом городе консерваторское образование.
    1948, 10 февраля: Политбюро ЦК ВКП(б) выпускает пресловутое постановление «Об опере "Великая дружба" Вано Мурадели», где заклеймено «формалистическое направление, чуждое советскому народу». По результатам постановления вместе с Дмитрием Шостаковичем и Сергеем Прокофьевым под раздачу, как буржуазное искусство, попадает и джаз, хотя в тексте постановления он не фигурирует. Само упоминание слова «джаз» в официальном контексте становится невозможным на долгие восемь лет. Под запрет попали даже некоторые музыкальные инструменты, связанные с западной музыкой - шестиструнная («испанская») гитара, саксофоны. Этот период вошёл в историю советского джаза как «эпоха разгибания саксофонов».
    1953: трубач Эдди Рознер освобождён из лагерей (где, впрочем, не рубил лес, а руководил оркестром из заключённых, в том числе и своих бывших оркестрантов) и возвращается в Москву. Вскоре он сформирует новый оркестр, который (правда, без своего лидера) снимется в дебютном фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956). В фильме барабанщик оркестра Борис Матвеев впервые в советском кино играет джазовое соло на барабанах.
    1955: в Казани оркестр Олега Лундстрема, пересидевший «эпоху разгибания саксофонов» в консерватории и в работе по кинотеатрам, готовит большую программу джазовых обработок татарской и русской музыки.
    1956, 1 октября - большая часть «шанхайского» оркестра Олега Лундстрема переезжает из Казани в Москву, влившись в созданный Всесоюзной государственной концертной организацией «Концертный эстрадный оркестр п/у О.Лундстрема».
    1957, лето: в Москве проходит VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Впервые на памяти целого поколения приподнятый «железный занавес» первым делом впустил в страну джаз, вызвав огромный всплеск формирования нового поколения советских джазменов. В джаз приходит так называемое «поколение физиков» - студенты технических специальностей, ринувшиеся осваивать новую музыку (саксофонист Алексей Зубов, изучавший теоретическую физику, его коллега Георгий Гаранян, учившийся на инженера, и др.). Тон в московском джазе задают коллективы, базирующиеся в Центральном Доме работников искусств. На Фестивале молодёжи и студентов с успехом выступает Молодёжный оркестр ЦДРИ п/у Юрия Саульского, завоевав серебряную медаль фестиваля. Газета «Советская культура» по-доброму откликнулась на успех молодых советских джазменов статьёй «Музыкальные стиляги»: «...Пагубный пример утери самостоятельности являет собой молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ. Мы с отвращением наблюдаем за длинноволосыми стилягами в утрированно узких брюках и экстравагантных пиджаках».
    1961: в Москве под эгидой комсомола открывается первый джазовый клуб - кафе «Молодёжное», где базируется ансамбль трубача Андрея Товмасяна и саксофониста Алексея Козлова. СССР с двухмесячными гастролями посещает оркестр легендарного американского кларнетиста Бенни Гудмена; молодые участники его оркестра умудряются, несмотря на бдительный пригляд КГБ, общаться со своими советскими коллегами. Ленинградский саксофонист Геннадий Гольшейн передаёт в Нью-Йорк с оркестрантами Гудмена свои авторские сочинения; годом позже ансамбль звёзд нью-йоркского джаза (Фил Вудз, Зут Симс и др.) исполняет его музыку по радио «Свобода», именуя автора не иначе как «один советский джазовый композитор», во избежание неприятностей у Гольшейна.
    1962: советские джазмены впервые выезжают на зарубежный джазовый фестиваль - «Jazz Jamboreee» в Варшаве. Молодые звёзды советского джаза - трубач Товмасян, саксофонист Козлов, гитарист Николай Громин и др. - вызывают удивление своих европейских коллег, не подозревавших, что в СССР кто-то играет современный джаз, причём не копируя американские образцы, а создавая собственную музыку с опорой на национальные традиции. В Варшаве впервые за пределами СССР прозвучал первый советский джазовый стандарт 60-х - «Господин Великий Новгород» Андрея Товмасяна.
    1965: после не слишком удачной первой попытки 1964 г. в Москве проходит II Московский фестиваль джаза, вошедший в историю, как и фестивали 1966-68 гг., благодаря выпущенным Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия» сборником лучших фестивальных номеров. Гремят имена пианиста Игоря Бриля, трубача Германа Лукьянова, саксофониста Алексея Козлова...
    1966: Александр Цфасман от лица советских джазовых музыкантов подписывает декларацию о создании Европейской джазовой федерации. Правда, в 1968 г. после событий в Чехословакии в советской идеологической машине начинается «завинчивание гаек», благодаря чему накал джазовой жизни надолго снижается, и никто из советских музыкантов больше участия в деятельности федерации не принимает.
    1967: на Таллинский джазовый фестиваль приезжает ансамбль американского саксофониста Чарлза Ллойда с молодым Китом Джарреттом на фортепиано. Превосходный репортаж с фестиваля публикует в журнале «Юность» писатель Василий Аксёнов.
    Физик Юрий Козырев создаёт в Москве первое советское джазовое учебное заведение - Школу джаза МИФИ (впоследствии - Джазовая студия «Москворечье», ныне - Колледж импровизационной музыки).
    1971: Советский Союз в двухнедельными гастролями посещает оркестр самого Дюка Эллингтона. Сотни фэнов со всей страны колесят вслед за Дюком по всему его гастрольному маршруту, вплоть до Ташкента. В Ленинграде группа местных музыкантов умудряется прорваться на лётное поле аэродрома и сыграть выходящему из самолёта Дюку «Когда святые маршируют», невзирая на неудовольствие местных органов КГБ.
    1973: московские джазмены в клубе «Времена года» играют джем с оркестрантами гастролирующего по СССР лучшего джазового оркестра 1970-х - Thad Jones / Mel Lewis Big Band (ныне - Village Vanguard Orchestra).
    СССР впервые разрешает массовую еврейскую эмиграцию; придумав себе еврейских бабушек и дедушек, из страны с 1973 г. и на протяжении всех 1970-80-х гг. эмигрирует множество джазовых музыкантов, стремящихся играть любимую музыку на её родине, в США. Трубач Валерий Пономарёв, например, через несколько лет окажется в составе легендарных Art Blakey Jazz Messengers, а саксофонист Анатолий Герасимов - в оркестре сына Дюка Эллингтона, Мерсера.
    1974: в нескольких музыкальных училищах и высших учебных заведениях (в том числе московском Институте им. Гнесиных и Ростовской консерватории) впервые вводятся официальные программы изучения джазового исполнительства (так называемые «эстрадно-джазовые отделения»).
    Госконцерт впервые официально принимает на работу джазового музыканта именно как джазового музыканта (пианист Леонид Чижик), но в то же время засовывает приехавшего на концерт в Москве великого пианиста Оскара Питерсона жить в какой-то Дом колхозника, в результате чего концерт отменяется.
    Вторая половина 70-х - первая половина 80-х: «малый ледниковый период» в советском джазе - почти нет фестивалей прежнего масштаба. Правда, выходят виниловые альбомы многих советских джазменов - пианиста Игоря Бриля, джаз-рок-группы «Арсенал» саксофониста Алексея Козлова, ансамблей «Каданс» Германа Лукьянова и «Аллегро» Николая Левиновского и даже записи авангардного вильнюсского трио Ганелин-Тарасов-Чекасин, но многие музыканты (например, саксофонист Алексей Зубов) эмигрируют, так и не дождавшись своей авторской пластинки.
    1982: московские джазмены скромно отмечают 60-летие советского джаза.
    1983: выходит на экраны фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза» с музыкой пианиста Анатолия Кролла, впервые в популярной форме представляющий широкому советскому зрителю основы истории джаза в СССР.
    1990: Юрий Саульский проводит в Москве эпохальный Первый международный московский джаз-фестиваль, на котором рядом с советскими звёздами играют такие титаны мирового джаза, как Сан Ра, Фредди Хаббард, Бенни Голсон, Лестер Буои, Брэнфорд Марсалис...
    1991: с концом Советского Союза заканчивается и эпоха «советского джаза», которому отныне предстоит не борьба с государственной идеологией, а повседневная битва за экономическое выживание. Джаз в России погружается в кризис; эмигрирует множество музыкантов, не уехавших даже в самые трудные советские годы; количество выпускаемых джазовых записей падает почти до нуля. Выйти из кризиса и начать создавать для себя новую среду обитания импровизационной музыке в России удастся только ко второй половине 90-х.
    Кирилл Мошков

  2. #2

    По умолчанию

    Из ранее запрещенного:
    Советский джаз

  3. #3
    Модератор
    Регистрация
    27.03.2006
    Адрес
    Сургут
    Сообщений
    15,623

    По умолчанию

    Аттач.
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	тит.лист.png 
Просмотров:	160 
Размер:	20.2 Кб 
ID:	154730  

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	обложка.jpg 
Просмотров:	129 
Размер:	276.8 Кб 
ID:	154729  

    Всего доброго, М.А.И. Манаков, ака Гэгэн. mailto:gegen48(dog)mail.ru

  4. #4
    Ветеран
    Регистрация
    08.07.2008
    Адрес
    Ивановская обл.
    Сообщений
    712

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Vocalize Посмотреть сообщение
    Из ранее запрещенного: Советский джаз
    Ах... а бас гитарист хорош! Да и вцелом ритм-секция отличная, спасибо за видео!
    (с) МастерЪ ПиВи...

  5. #5
    Местный
    Регистрация
    23.09.2005
    Адрес
    г.Казань
    Сообщений
    316

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Vocalize Посмотреть сообщение
    Из ранее запрещенного:
    Советский джаз

    Ужасно примитивно играют, Детский садик №5. И с ошибками в гармонии. В 74 году уже был Джексон файв, Билликабм (мы играли две вещи из его Спектрума), и был очень крутой Джеймс Браун. Секс машин 71 год - https://www.youtube.com/watch?v=8mjQ1i5V7qA
    А это 74 год - https://www.youtube.com/watch?v=hRubq5D-3kM
    Фанковая его еще - https://www.youtube.com/watch?v=c5BL4RNFr58
    А его главный аранжировсщик Месио Паркер вообще развил фанк.
    Вот настоящий фанк, а не совковый примитив - https://www.youtube.com/watch?v=AGVxjDAgAZI
    Профи музыкант-инженер. Стаж более 40-ка лет.
    [email]s.rychkov@yandex.ru

  6. #6
    Местный
    Регистрация
    23.09.2005
    Адрес
    г.Казань
    Сообщений
    316

    По умолчанию Советский джаз

    Цитата Сообщение от Vocalize Посмотреть сообщение
    Из ранее запрещенного:
    Советский джаз

    Ужасно примитивно играют, Детский садик №5. И с ошибками в гармонии. В 74 году уже был Джексон файв, Билликабм (мы играли две вещи из его Спектрума), и был очень крутой Джеймс Браун. Секс машин 71 год - https://www.youtube.com/watch?v=8mjQ1i5V7qA
    А это 74 год - https://www.youtube.com/watch?v=hRubq5D-3kM
    Фанковая его еще вещь - https://www.youtube.com/watch?v=c5BL4RNFr58
    А его главный аранжировсщик Месио Паркер вообще развил фанк.
    Вот настоящий фанк, а не совковый примитив - https://www.youtube.com/watch?v=AGVxjDAgAZI
    Профи музыкант-инженер. Стаж более 40-ка лет.
    [email]s.rychkov@yandex.ru


 

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •